Статьи журнала "Современное образование"

Филиал АО НЦПК «Өрлеу» ИПР по городу Алматы | Особенности использования инструментов искусственного интеллекта в процессе обучения

В условиях модернизации образования особенно важно изменить деятельность организаций профессионального развития, реагировать на их общественные запросы и одновременно повышать профессиональный уровень педагогов и развивать педагогическое мастерство, обновлять и совершенствовать их работу по методическому обеспечению обновления содержания образования.
Основная цель системы профессионального развития центра «Өрлеу» – повышение профессиональной компетентности педагогов, чтобы они не только могли использовать новые педагогические знания и технологии, но и развивать их, вносить рефлексивные изменения в свою профессиональную деятельность в контексте продолжающихся реформ.

Одной из задач профессионального развития педагогов является формирование позитивного отношения к будущему использованию искусственного интеллекта в образовательном процессе.
В настоящее время многие учителя относятся с опаской к нейронным сетям, причиной этому является неопределенность, отсутствие понимания о том, как их применение будет влиять на процесс образования. Однако развитие технологий и постоянные изменения в искусственном интеллекте не влияют на межличностное общение, которое является, несомненно, очень важным в обучении.
Цифровой мир меняется и развивается с огромной скоростью, поэтому учителя должны постоянно обновлять и совершенствовать свои знания. В связи с этим Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» проводит различные мероприятия, в том числе обучающие курсы по этой тематике.

О том, насколько эффективно искусственный интеллект можно использовать в образовании, шла речь на республиканском мастер-классе «Особенности использования инструментов искусственного интеллекта в образовательном процессе», проведенного в филиале НЦПК «Өрлеу» в Алматы – Институте повышения квалификации.

Человечество стоит на пороге эры искусственного интеллекта. Слово «искусственный интеллект» впервые использовал американский ученый Джон Маккарти. Первоначально это была компьютерная программа для автоматического доказательства математических теорем. Позже система вышла за рамки алгоритмической работы и была обучена таким функциям, как сбор знаний, анализ, решение проблем, планирование, прогнозирование. То есть в искусственный интеллект была внедрена способность мыслить. Для этого была создана цифровая копия нейронных сетей человеческого мозга.

Искусственный интеллект — быстро развивающаяся область. В мире появляется всё больше программ, способных выполнять различные задачи. То, что казалось человеку невозможным двадцать лет назад, сейчас становится реальностью. В связи с этим возможность генерации идей для будущего с помощью искусственного интеллекта высока, и они широко используются.
Основная цель проведенного мастер-класса – оказание методической поддержки преподавателям, обмен опытом использования искусственного интеллекта и распространение применения его возможностей в педагогической практике.
Директор института Ержан Турганбайулы Мельдебеков рассказал о различных методах и возможных преимуществах ответственного и эффективного использования технологий искусственного интеллекта в образовании. Информационные технологии стремительно меняют различные сферы, в том числе образование. Интеграция искусственного интеллекта в образование трансформирует процесс обучения, преподавания и оценивания. Инструменты и приложения на базе искусственного интеллекта обеспечивают персонализированное и адаптированное обучение, автоматизируют административные задачи для учителей и улучшают общие результаты обучения.

В целом семинар был направлен на предоставление всестороннего обзора текущего состояния искусственного интеллекта в образовании и его потенциала для преобразования обучения в будущем.

Искусственный интеллект может совершить революцию в образовании, предлагая новые возможности для персонализированного обучения и улучшения результатов учащихся. Несмотря на то, что существуют проблемы, которые необходимо решить, например, необходимость обеспечения надежности и беспристрастности систем ИИ, его преимущества в образовании очевидны. Поскольку технологии искусственного интеллекта продолжают развиваться, в ближайшие годы мы можем увидеть еще более инновационные способы его применения в образовании.
В целом семинар был направлен на предоставление всестороннего обзора текущего состояния искусственного интеллекта в образовании и его потенциала для преобразования обучения в будущем.

Искусственный интеллект может совершить революцию в образовании, предлагая новые возможности для персонализированного обучения и улучшения результатов учащихся. Несмотря на то, что существуют проблемы, которые необходимо решить, например, необходимость обеспечения надежности и беспристрастности систем ИИ, его преимущества в образовании очевидны. Поскольку технологии искусственного интеллекта продолжают развиваться, в ближайшие годы мы можем увидеть еще более инновационные способы его применения в образовании.
В ходе мероприятия спикеры выступили на следующие темы: «Особенности использования ИИ в образовательном процессе / Платформа D-ID Studio (ИИ)», «Эффективное использование платформ искусственного интеллекта в образовательном процессе», «Обучение ИИ в школе», «Что такое искусственный интеллект и его польза и вред для человечества», «Как использовать ChatGPT для планирования уроков», «Особенности искусственного интеллекта в образовании», а также поделились своим опытом, а участники познакомились с алгоритмом работы различных платформ и программ.

Используя платформу Studio D-ID, можно создавать озвученные искусственным интеллектом видеопрезентации. Этот инновационный подход экономит время и ресурсы и широко используется создателями видеоконтента и образовательных платформ. Преимущество Studio D-ID в том, что она имеет широкий выбор фотореалистичных или анимированных аватаров искусственного интеллекта. Платформа позволяет учителям создавать универсальный видеоконтент на нескольких языках с помощью простых команд — нет необходимости в многоязычных докладчиках или дополнительной видеосъемке.
ChatGPT помогает улучшить качество образования за счет улучшения взаимодействия учителей и учащихся. Спикеры рассказали о преимуществах и недостатках этого инструмента искусственного интеллекта. С помощью технологии нейронная сеть может выполнять самые «невозможные» команды пользователя. ChatGPT может помочь учителям эффективно распределять ресурсы.
С педагогической точки зрения более важным представляется использование искусственного интеллекта для развития компетенций, позволяющих людям преодолевать трудности в обучении, чтобы он заменил навыки, являющиеся основой важных когнитивных способностей. Хотя искусственный интеллект еще не достиг уровня человеческого мозга, он обладает неограниченной емкостью и быстрой обучаемостью.

Как отметили докладчики, искусственный интеллект позволяет существенно повысить эффективность системы образования, персонализировать процесс обучения в соответствии с индивидуальными потребностями учащихся, существенно снизить административную нагрузку на преподавателей. Он позволяет персонализировать обучение и обеспечить формативное оценивание на совершенно новом уровне, чего учитель не может сделать в классе из 25 учеников.
Своими мыслями на тему особенностей использования инструментов искусственного интеллекта в образовании поделилась Жанар Алибековна Жартынова, старший преподаватель института, академик Академии информатизации. Искусственный интеллект активно используется во многих сферах жизни человека, в том числе в образовании. Сегодня люди во всём мире имеют возможность использовать современные технологии в образовательном процессе, чтобы повысить его качество и эффективно овладеть необходимыми профессиональными навыками.

В конце мастер-класса был проведен опрос участников об их впечатлениях. Отзывы были положительными: «Как всегда, всё просто и понятно! Спасибо большое!», «Мастер-класс прошел на очень высоком уровне, мы познакомились с различными новыми, рациональными платформами, связанными с ИИ», «Мне понравилось, спасибо большое!», «Замечательно, организуйте еще», «Огромное спасибо организаторам, мы, как всегда, получили новый импульс для работы. Хочется, чтобы такие занятия проводились чаще!», «Это было мероприятие очень высокого уровня, интересное и полезное».
Несмотря на результаты, достигнутые нейросетью, искусственный интеллект всё еще находится на начальной стадии развития, но даже этого уровня достаточно для повышения эффективности работы учителей. Эксперты прогнозируют, что использование технологий искусственного интеллекта и машинного обучения в скором времени станет главным фактором эволюции всей системы образования.
Статьи журнала "Современное образование"
Made on
Tilda